Жан Пруве

Жан Пруве

Жан Пруве считается самым влиятельным дизайнером и архитектором ХХ века, во Франции. Именно он объединил в своем творчестве мебельные и архитектурные конструкции.

Родился Жан Пруве в 1901 году, в семье художника и пианистки. Его отец Виктор Пруве был известным художником тех лет, в Нанси. Вместе с Эмилем Гале, производителем художественного стекла, он организовывает школу декоративно прикладного искусства в Нанси.

Рисунок Виктора Пруве и работа Эмиля Гале

Жану Пруве необыкновенно повезло родиться в такой творческой семье. Но в отличие от своего отца, Жан больше обращал внимание на функционал, а не на декорацию. В возрасте 16-ти лет Жан Пруве устраивается в мастерскую Эмиля Робера, который занимался кузнечным делом. Обучение включало не только работу с металлом, но и уроки рисования и развивало эстетический вкус. Робер обучил Пруве всем традиционным технологиям, в том числе и сварке в кузнечной печи.

В 1924 году Жан Пруве организовывает собственную мастерскую, где в основном занимается выпуском кованых дверей, входных групп для лифтов. Пользуясь своими семейными связями в архитектурной среде, Пруве постепенно начинает получать заказы от архитекторов. Некоторые знаменитые архитекторы того времени начинают размещать заказы на кованые изделия в ателье Пруве. Нужно сказать, что дела дизайнера шли весьма хорошо, ему помогали два помощника, и уже через несколько лет им пришлось расширяться и увеличивать штат сотрудников.

Жан Пруве, конечно же хотел работать с самыми известными дизайнерами-модернистами. Однажды, решив рискнуть, он отправился без всякого приглашения к Мале Стивенсону. Мале Робер Стивенс был влиятельным дизайнером и архитектором и стоял в одном ряду с Ле Корбюзье. Пруве показывает Стивенсону свое портфолио, нужно сказать, что Мале Стивенс его весьма высоко оценивает. Мале приглашает его в свой ближайший проект и поручает спроектировать входной портал для Reifenberg House.

Мале Стивевенс остался доволен результатом, и в дальнейшем стал размещать свои проекты в мастерской Пруве. К 1933 году штат ателье Пруве разросся уже до 40 человек. Постепенно их ассортимент расширялся, они стали производить мебель, кабины лифтов, входные двери.

В 30- годы Жан Пруве выигрывает в конкурсе на мебелировку 60 студенческих комнат для общежития университета в Нанси. Он представляет мебель из гнутого стального листа, она вполне удовлетворяла все заявленные требования. Победа в конкурсе позволяет Пруве наладить серийное производство этой мебели.

Далее ателье Пруве переезжает в Нанси, и становиться уже большим производством.  На заводе Пруве становится возможным производить практически любые изделия из металла. Помимо всего прочего ателье Пруве изготавливают автобусную остановку для компании Citroën.

Несмотря на сотрудничество с именитыми дизайнерами и известными фирмами, настоящая слава пришла к Жану Пруве в 1939 году. После конкурса «Народного дома» в Клиши. В этом проекте Пруве решил отделить фасад от несущей конструкции. Это первое в мире здание спроектированное таким образом, оно получилось весьма эффектным, несмотря на небольшую стоимость. Сам Фрэнк Ллойд Райт весьма высоко оценил это сооружение, сказав  «что это триумф конструкции из стального листа»

Сам Пруве тоже восторгался стальным листом, говоря, что «меня не устраивает стальная труба, меня вдохновляет стальной лист, согнутый, спрессованный, рифленый и сваренный»

Жан Пруве мечтал собирать индивидуальные жилые дома. В 1945 году Пруве получает заказ от министерства реконструкции на 450 домов. В конечном итоге ему не удается реализовать этот заказ, был изготовлен всего один прототип. Вдохновленный новыми горизонтами, Пруве переезжает в предместье Нанси, Максвиль. На более мощное и обширное производство, включающее в себя даже железнодорожную ветку. К сожалению, заказ был отменен и Пруве с трудом удается содержать новое производство со штатом более 200 человек.

Между 1949 и 1951 годами Жан Пруве занимается проектированием разборных тропических домиков для французских колоний. Здания были выполнены из алюминия, но к сожалению этот проект не имел успеха. Оказалось, что выгоднее было производить эти домики из местных материалов.

Нужно отметить, что еще в 1948 году Жан Пруве подписывает весьма невыгодный для себя контракт с французской алюминиевой компанией. Он идет на этот шаг из-за денежных сложностей в Максвиле. Пруве в обмен на финансовые вливания, предоставляет полное право дистрибуции всего собственного продукта и практически теряет свое имя. Этот шаг приводит к весьма плачевным последствиям. В совете директоров появляется представитель алюминиевой компании и постепенно Пруве вынуждают отклониться от эксклюзива и перейти к массовому продукту.

Пруве всегда мечтал производить целые дома, а ему предлагали выпускать только навесы, например. Аргументируя, тем что это востребовано на рынке и хорошо продается. В итоге Жан Пруве, покидает совет директоров и сотрудничает с алюминиевой компанией, только в качестве консультанта.

В 1956 году он вновь открывает свое собственное ателье и продолжая следовать своей мечте о строительстве каркасных домиков, в 1958 году выпускает, так называемый «дом для лучших дней». Это дом для беженцев и малоимущих. Ле Корбюзье сказал, что «это самый совершенный из когда-либо построенных объектов»

Можно сказать, что мечта Жана Пруве о мобильном доме полностью реализовалась в этом проекте.

Жан Пруве внес огромный архитектурный вклад и оставил после себя ориентиры для будущих дизайнеров и архитекторов.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий