Поул Хеннингсен (3 сентября 1894 — 31 января 1967) именитый датский дизайнер и архитектор ХХ века, личность весьма многогранная и талантливая. Мировую славу и признание он обрёл благодаря своим знаменитым светильникам. Хотя он мог похвастаться достижениями не только сфере светодизайна.
Родился Поул Хеннингсен в небольшом датском городке Ордрупе, неподалёку от Копенгагена. С 1915-1917 год Хеннингсен изучал архитектуру в Политехническом институте, но так его и не закончил. Видимо потому, что путь изобретателя и художника казался ему более привлекательным.
Однако отсутствие диплома архитектора не помешало Хеннингсену спроектировать несколько жилых зданий и фабрику, а после Второй мировой войны поучаствовать в восстановлении Копенгагенского парка Тиволи.
Воспитывался Поул Хеннингсен в семье довольно неординарной. Его отцом (не официальным) был датский писатель Карл Эвальд, а мамой Агнесс Хеннингсен. Агнесс сменила несколько профессий, она работала в парикмахерской, чтобы содержать четырёх детей. Помимо Поула у неё было ещё трое сыновей от её первого мужа Мэдса Хеннингтона, с которым она развелась. Бросив парикмахерское дело, Агнесс Хеннингсен стала писательницей и довольно успешной. Она писала женские романы, достаточно откровенные для своего времени. Сама Агнесс тоже была весьма эксцентричной и эмансипированной особой, придерживающейся взглядов свободной любви.
Вот в такой семье и воспитывался будущий дизайнер, образ жизни его матери не мог не отразиться на его формировании и взглядах на жизнь. Помимо дизайна и архитектуры Поул Хеннингсен известен и как журналист, немало времени он уделял написанию статей и был редактором журнала «Критическое обозрение».
Но всё же больше всего Поула Хеннингсена прославили его знаменитые светильники. По признанию самого дизайнера, начиная с 18 лет, он начал искать гармонию в свете. Он рос при свете свечей и керосиновых ламп, дающих мягкий теплый и уютный свет. А всеобщая электрификация его удручала, Пол считал электрический свет резким, холодным, слепящим. Он хотел найти компромисс и создать что-то сочетающее в себе уют старых ламп и инновации. Хеннингсен считал, что свет должен быть максимально ярким, но мягким и не слепить.
По одной из версий он хотел придумать такой осветительный прибор для своей матери, которая жаловалась что при электрическом освещении все изъяны и возрастные изменения на её лице сильно уж видны.
Поул Хеннингсен много экспериментировал, он делал многослойные абажуры с различными профилями, отражавшими свет под разными углами, использовал матовую и глянцевую краску для равномерности отражения света. В ходе этих экспериментов, в 1925 году, на выставке декоративных искусств в Париже, была представлена настольная лампа, которая получила золотую медаль и дала старт для выпуска более 100 вариаций: настольных, напольных и подвесных.
Так родилась знаменитая серия светильников РН (инициалы Поула Хеннингсена), эксклюзивные права на её выпуск как принадлежали, так до сих пор и остаются у компании Louis Poulsen. В основном свои изделия Поул Хеннингсен выпускал штучно, под конкретный заказ, а Louis Poulsen, понимая их потенциал, позже запускала в серийное производство. Светильник Louvre, например, был создан для церкви адвентистов в Скодсборге.
Ну и конечно жемчужина в коллекции работ Поула Хеннингсена- это знаменитый на весь мир «Artichoke» (Артишок). Он был разработан в 1958 году для ресторана Langelinie Pavillonen, в Копенгагене, где они, кстати, висят до сих пор. Светильники сделаны таким образом, что с какой бы точки вы на него не смотрели, источник света вы всё равно не увидите. Таким образом создаётся потрясающий эффект светящегося изнутри артишока. Конструкция светильника состоит из 72 лепестков, которые крепятся к 12 аркам под разными углами. Крепится к потолку конструкция тремя стальными, регулируемыми по длине тросами.
А если светильник погасить, то выглядит он как великолепный арт-объект. Эта задача и была поставлена Поулу Хеннигсену. «Артишок» стал иконой дизайна своего времени, он актуален и востребован до сих пор. Вы можете встретить его, например, в сети отелей «Hilton» и в некоторых респектабельных ресторанах.
Пожалуй, Поул Хеннингсен справился со своей задачей в поиске гармонии в электрическом освещении на 100%, ведь его «Артишок» и сейчас является самым копируемым световым прибором.