Людвиг Мис ванн дер Рое один из важнейших персонажей первой волны модернизма. Он предложил миру совершенно новую версию современной архитектуры.
Людвиг Мис(изначально его звали Мария Людвиг Михаэль Мис) родился в 1886 году в провинциальном городе Ахене, на западе Германии. Семья его была среднего класса, отец был каменщиком, основным его доходом было изготовление надгробий. Поэтому с самого детства Людвиг Мис знал как работать с камнем, как его можно красиво обрабатывать. Его отец хоть и был простым ремесленником, но весьма квалифицированным, в следствие этого он был привлечен к реставрации Ахенского собора, того самого в состав которого входит капелла Карла Великого. И будучи еще ребенком, Людвиг часто навещал отца на работе и просто впитывал в себя всю красоту и величие этой замечательной постройки.
Людвиг Мис-обучение
Образование Людвиг Мис получил весьма посредственное, всего лишь три класса в католической школе. Его недостаток в будущем негативно скажется при общении будущего великого архитектора со своими заказчиками, многие из которых были из высшего сословия.
Большим преимуществом Людвига было то, что он превосходно рисовал, это умение весьма помогло ему продвинуться в профессии. Благодаря ему, он попадает в архитектурное бюро, где занимается вырисовыванием лепнины разных стилей. Это получается у него настолько хорошо, что его замечает один берлинский архитектор, и предлагает Людвигу перебраться в столицу. Следуя этому приглашению, Людвиг Мис, в возрасте 19 лет переезжает в Берлин и начинает работать в бюро у одного малоизвестного, но достаточно успешного архитектора.
Переезд в Берлин
Тут ему представляется очень удачный случай попробовать себя в качестве архитектора. Профессор философии Риль и его супруга, молодые и весьма прогрессивные люди, захотели построить себе новый дом. И искали нового молодого архитектора, который сможет хорошо уловить дух времени. И им порекомендовали Людвига Миса, он хоть и не строил дома раньше, но участие в строительстве принимал непосредственное. Семья профессора рискнула и не ошиблась с выбором. Людвиг блестяще справился с задачей и таким образом в возрасте 21 года у него за плечами уже был крупный реализованный проект.
Дом Риля
После этого он получил еще несколько частных заказов, но понимал, что ему еще не хватает опыта для открытия своего бюро. Поэтому Людвиг Мис принимает решение устроиться в мастерскую Петера Беренса, которым он восхищался больше чем кем-либо другим, из современных архитекторов. Надо отметить, что в это время в мастерской Беренса работали Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Людвиг проработал в его мастерской с 1908 по 1912 год. В этот период он непосредственно занимался фасадом турбинной фабрики для электрической компании AEG.
Посольство Германии в Санкт-Петербурге
Также за время работы у Беренса, Мис поучаствовал в реализации еще одного масштабного проекта. Он руководил постройкой здания немецкого посольства в Санкт- Петербурге, на Исаакиевской площади. Как бы сказали сейчас, осуществлял авторский надзор за проектом Беренса.
Людвиг Мис и его семья
В это же время Людвиг создает семью, он женится на Аде Брюн и у них рождаются три дочери. Ада Брюн была девушка из богатой и культурной семьи, которая была против ее союза с Мисом. Их брак просуществовал семь лет и в 1920 году распался. Благодаря своей жене Людвиг обзавелся полезными связями и стал вхож в определенные круги общества. Может быть по этому, а может и по причине того, что на немецком его фамилия Мис звучит, как нытик, неудачник, в 1921 году он меняет свое имя и становится Людвигом Мис ван дер Рое. Присоединив к фамилии отца, девичью фамилию матери. Под этим именем он и станет известен всему миру.
Павильон в Барселоне
В 1929 году Мис ванн дер Рое участвует во Всемирной выставке в Испании, в Барселоне. Он представляет павильон Германии. Хотя до этого времени, у него были уже крупные проекты, благодаря которым он приобрел некую известность. Но мировую славу он приобрел благодаря этому сооружению. Это был суперсовременный павильон, демонстрирующий возможности новой архитектуры, новый тип интерьера.
В отделке были использованы роскошные отделочные материалы. Никелированная нержавеющая сталь, ценные породы дерева и потрясающей красоты мрамор. Именно его павильон был выбран для открытия выставки, на котором присутствовали король и королева Испании. После выставки павильон был разобран, а в 1980 годах, по оставшимся чертежам был воссоздан вновь и сейчас он является одним из знаменитых туристических объектов Барселоны.
Людвиг Мис ван дер Рое в Баухаус
В 1930 году Мис ванн дер Рое, по приглашению Вальтера Гропиуса, с которым они знакомы со времен работы в мастерской Петера Беренса, возглавит архитектурную школу Баухаус. И пробудет ее директором, вплоть до закрытия. С приходом к власти нацистов школа будет закрыта. Многие архитекторы, не только преподаватели Баухауса, но и по мнению, правящей партии, неблагонадежные граждане, вынуждены будут покинуть Германию. Мис ванн дер Рое хоть и продержится дольше остальных, и даже проектировал здание государственного банка, для нового правительства, тоже покинул свою родину.
Людвиг Мис ван дер Рое-вилла Фарнсуорт
В 1938 году он переезжает в Соединенные Штаты, где ему предлагают возглавить архитектурный факультет в Иллинойском технологическом институте, в Чикаго. В Америке он знакомится с богатой и эксцентричной дамой, Лорой Маркс. Она вводит его в свет, знакомит с потенциальными заказчиками.
Одной из этих заказчиц будет Эдит Фарнсуорт, врач исследователь. Она хотела построить необычный загородный дом для отдыха на выходных. Предварительно купив участок с очень красивым ландшафтом, окруженный деревьями. Увидев участок, Мис ванн дер Рое предложил построить дом со стеклянными стенами, чтобы этим видом можно было любоваться даже находясь внутри дома. Первоначальная смета составляла 40.000 долларов. Эдит хоть и была обеспеченной женщиной, но такая сумма была гораздо выше ожидаемой. Она долго не решалась на строительство, но получив наследство (18.000 долларов) дала добро на стойку.
Перед началом строительства, в 1949 году смета выросла уже до 58.400 долларов, а по завершению была уже 74.000 тысячи. И это не считая гонорара Миса ван дер Рое. Эдит Фаунсфорт была просто потрясена и отказалась платить, аргументируя свой отказ тем, что ванн дер Рое не информировал ее о росте сметы. В ответ Мис ванн дер Рое подал на нее в суд за отказ платить, и получил от нее встречный иск за то что перерасходовал смету. Суд в итоге принял сторону архитектора.
В итоге Эдит пришлось заплатить и жить в этом доме до 1970 года, затем она его продала. Но жить в этом доме было не особо комфортно. Хозяйка жаловалась на плохую вентиляцию, в летний период было невыносимо жарко и душно. И как оказалось, что прозрачные стены тоже были не очень удачным решением. Сквозь тонкие занавески ее отлично было видно с дороги. И вместо обещанного покоя и гармонии с природой она ощущала себя зверем в зоопарке. Интерьер был настолько не пригоден для жизни, что малейший беспорядок приводил к безобразному виду. Тем не менее она привыкла и в выходные приезжала на отдых и часто приглашала с собой друзей.
На примере этого дома можно сделать такой вывод, что произведения Мис ван дер Рое, могут быть эстетически совершенными, великолепно построены, но при этом довольно плохо подходить для жизни своих владельцев.
Несмотря на этот факт Людвиг Мис ванн дер Рое останется в памяти людей как величайший архитектор модернист. Он проектировал не только здания, но и создавал потрясающие предметы мебели, которые актуальны и в наши дни.