Выдающийся архитектор хх века, великий Ле Корбюзье. Человек, которому подражали, копировали его стиль, не только в архитектуре, но и в манере одеваться. Множество эпитетов в превосходной форме мы можем адресовать этой персоне. Давайте поближе познакомимся с его личностью и моментами в его биографии, благодаря которым он стал тем, кем стал.
Ле Корбюзье родился в октябре 1887 года в Швейцарии, во франкоязычном кантоне Невшатель. В городе Ла-Шо-де Фон, не далеко от границы с Францией. При рождении будущий архитектор получил имя Шарль-Эдуар-Жаннере Гри. В семье его звали Эдуаром. Сам Ле Корбюзье всегда считал себя больше французом, чем швейцарцем. Его отец был часовым мастером, но он не занимался самим механизмом, а наносил эмаль и роспись на циферблат. Мама Эдуара была учительницей музыки, что скорее всего определило выбор профессии старшего брата Альбера, который стал музыкантом. Для того времени это был совсем не характерный состав семьи, всего двое детей.
Благодаря этому родители уделяли достаточно много времени общению с сыновьями их воспитанию и образованию. Почти каждые выходные отец Эдуара водил семью в походы. Они гуляли по горам, созерцая красоту природы. Отец Ле Корбюзье очень ценил, то что они окружены таким прекрасным ландшафтом и считал, что его дети должны впитывать эту красоту с юных лет. Чтобы она влияла на их души. Так и произошло. Корбюзье всегда вспоминал эти прогулки и в результате он архитектуру в своих проектах воспринимал как ландшафт. Он всегда старался органично вписать строящееся здание в окружающую природу. Также он особое внимание уделял видам, которые открывались из его зданий.
Стоит отметить, что мама Ле Корбюзье – Амели-Мари была главным человеком в его жизни. Она прожила очень долгую жизнь, 100 лет. На протяжении всей жизни, Корбюзье почти каждый день писал ей письма, причем достаточно откровенные и подробные.
Другим немаловажным человеком в жизни Ле Корбюзье был его учитель рисования и живописи Шарль Л’ Эплатенье. Юный Эдуар начинал свое обучение в муниципальной Школе Искусств в Ла-Шо-де-Фон. Там он провел три года и продолжил свое образование в Художественном Колледже, где, в том числе преподавали архитектуру. Изначально, Эдуар хотел быть художником, но Л’Эплатенье рассмотрев в нем способности к архитектуре, посоветовал ему выбрать именно это направление. Он стал давать ему книги об архитектуре и нацелил Эдуара именно на этот путь.
Также Л’Эплатенье заложил в него мысль, что для архитектора крайне важно путешествовать. Чтобы своими глазами увидеть архитектурные шедевры прошлого и настоящего. Как только у Ле Корбюзье появилась эта возможность, а появилась она, благодаря гонорару за виллу Фалле, он отправился в своё первое путешествие. Это был первый заказ Ле Корьбюзье, хоть и реализованный под надзором его преподавателей.
Первой страной, которую он посетил, была Италия. Там он не просто часами рассматривал великолепные архитектурные творения, но и зарисовывал их весьма детально, сопровождая своими комментариями. Рисовал Ле Корбюзье не только в учебных целях, таким образом, он создавал себе первое портфолио. В 1908 году он начинает искать работу за границей и едет в Вену. Там он устраивается в архитектурное бюро, в качестве рисовальщика, предъявив свое портфолио. Спустя какое-то время он переезжает в Париж и около 10 месяцев работает в ателье Огюста Перре, самого передового архитектора, на тот момент, который работает с железобетоном. Затем он отправляется в Германию, где устраивается к архитектору Петеру Беренсу. Можно сказать, что Ле Корбюзье сознательно окунается в разные варианты, пробует себя.
Его путешествия и исследования прерываются, когда его приглашают в качестве преподавателя в его родной Ла-Шо-де-Фон. Он принимает это приглашение и возвращается на родину.
В 1912 году по его совету родители покупают весьма живописный участок земли, и Ле Корбюзье строит на нем дом. Дом получается не похожим на здания тех лет и называется вилла Жаннере-Перре.
Однако родители Ле Корбюзье прожили там совсем недолго, из-за того что вилла оказалась достаточно дорогой в содержании. К тому же в 1914 году начинается Первая Мировая Война и спрос на услуги архитектора и часового мастера падает. Дом становится содержать сложно, так прожив в нем около 10 лет, семья его покидает. Кстати мебель, которой был обставлен дом, также была спроектирована Ле Корбюзье.
Помимо своего прямого назначения этот дом являлся еще и рекламой молодому архитектору. Так в 1916 году Ле Корбюзье получает довольно крупный заказ от владельца часовой фабрики. Он дает Корбюзье полный карт-бланш, говоря, что можешь делать все что хочешь, только сделай такой же модный и современный дом. Таким он и будет, отличающимся от других домов и снаружи и внутри.
После окончания войны, в 1920 году Эдуар Женнери переезжает в Париж и меняет свое имя. Он становится Ле Корбюзье. В Париже к нему присоединяется его двоюродный брат Пьер Женнери и художник Амиде Озанфан, вместе они начинают издавать журнал «Эспри Нуво»
В этот же период Корбюзье строит новый дом для своих родителей. Он будет гораздо проще первого и дешевле в содержании. Ле Корбюзье ищет место с более мягким, теплым климатом и удобным для него расположением. Так как живет он в Париже и хочет навещать родителей, не тратя много времени на дорогу, выбор падает на участок на берегу Женевского озера. На небольшом участке он возводит совершенно небольшой домик с минимальной обстановкой внутри.
Послевоенные годы были непростыми, строительство шло очень медленно. Заказов было не много и Ле Корбюзье пробует себя в другом направление, а именно в дизайне мебели. Так в 1924 году он собирает свою команду, приглашает молодую девушку, 24 летнюю Шарлотту Перриан, она в основном занимается интерьером и мебелью. Они начинают выпускать современную мебель, со стальными трубками в духе Баухаус.
Занимаясь мебелью, Ле Корбюзье параллельно ведет и архитектурную деятельность. Он разрабатывает градостроительные планы и мечтает полностью перестроить Париж. Это ему сделать не разрешают, так как на тот момент Париж и так был перестроен не так уж и давно, около 60 лет назад.
Продемонстрировать широкой публике, что он предлагает в качестве нового образа жизни он смог на выставке в Штутгарте. Главным куратором там был Мис Ван дер Рое, он предложил Ле Корбюзье построить два дома в образцовом поселке Вайсенхоф. Который должен был быть выставочным экспонатом, а затем быть проданным. Ле Корбюзье продвигает идею того что современному человеку нужно гораздо меньше места, чем предполагалось раньше. Он предлагает перетекающие пространства, считая, что в комнате с дверьми человек чувствует себя не свободным. Мебель должна быть минималистичной, предлагает встроенные шкафы. Также он считает что нужно минимизировать количество предметов искусства, не нужно завешивать стены картинами, оставить одну две, а остальные убрать. В общем все должно быть лаконично и аккуратно. Ле Корбюзье всегда стремился к простоте и чистоте линий в своих работах.
Информация о выставке в Штутгарте была напечатана и опубликована по всему миру, в том числе и в СССР. В журнале СА (Современная архитектура) была выпущена большая статья посвященная выставке и Ле Корбюзье в частности, там же были напечатаны 5 принципов современной архитектуры Ле Корбюзье. Его популярность среди советских архитекторов была достаточно велика.
В 1928 году Ле Корбюзье приезжает в Москву в связи с конкурсом на строительство здания Центрсоюза. Он триумфально выигрывает этот конкурс. Там происходит беспрецедентный случай, другие участники конкурса, советские архитекторы, обратились к жюри с просьбой присудить победу Ле Корбюзье. Потому что им хотелось, чтобы в Москве появилось здание такого великого уже на тот момент архитектора современности. И оно было построено, хоть и не стразу, были трудности и задержки. Дом строился в течение 10 лет. Это здание является самой крупной постройкой Ле Корбюзье, до 1950 годов.
Конечно же это не все здания великого архитектора, их очень много и расположены они по всему миру. Это и отдельные виллы и многоквартирные дома, музеи, муниципальные учреждения, павильоны. Его идеи воплощены не только в архитектуре, но и в живописи, в дизайне, в его публикациях. Ле Корбюзье, пожалуй, можно назвать самым известным архитектором-модернистом хх века.