Исаму Ногучи американский дизайнер и скульптор японского происхождения. Родился 17 ноября 1904 года в Лос-Анджелесе, в Соединенных Штатах. Большую часть своей жизни он провел именно в США, поэтому во всем мире он известен, больше как американский дизайнер. Для самого Ногучи его японские корни были чрезвычайно важны.
Исаму Ногучи показал всему миру, что современное искусство может быть не оторвано от жизни и соединяться с самыми разными практическими ее сферами. Начиная от дизайна и заканчивая ландшафтной архитектурой. Ногучи – человек, который верил, что искусство может и должно быть функциональным.
Будущий дизайнер родился в весьма интеллектуальной и литературной семье. Его отец, Ёнедзиро Ногучи был японским поэтом, а мама — Леони Гилмор, была американской писательницей и журналисткой, английского происхождения. В последствие, когда Исаму будет писать свои эссе и различные тексты об искусстве, она будет помогать ему, в качестве редактора.
В возрасте 4 лет маленький Исаму, вместе с мамой переезжают в Японию, детство Ногучи прошло именно в этой стране. Интересный факт, что при строительстве семейного дома, Исаму, которому на тот момент было 8 лет, поручили ухаживать за садом. Причём не просто ухаживать, а придумать, создать это сад. Таким образом, любовь к ландшафтному искусству закрепилась в нём с самого детства.
Учась в средней школе, Исаму Ногучи самостоятельно переезжает в Америку и продолжает образование уже в Штатах. Достаточно смелый шаг, для его возраста. Вообще, это понятие, заложено в самом его имени, которое с японского так и переводится – смелость.
Заканчивал образование он уже в Америке, параллельно начиная заниматься искусством. Там Исаму Ногучи попадает в качестве подмастерья, в мастерскую к известному скульптору Джону Гутзону Борглуму. Борглум стал широко известен благодаря своему монументу на горе Рашмор, в которой вырублены портреты четырех американских президентов.
Гутзон Борглум совершенно не оценил художественные способности Исаму Ногучи и даже посоветовал ему сменить род деятельности. Ногучи последовал его совету и некоторое время учился на врача. Но любовь к искусству все таки победила и он забросил медицинскую школу и поступил в художественную.
В 1927 году он выигрывает стипендию от фонда Гуггенхайма, которая позволяет ему совершить свое первое путешествие по миру. Сначала он отправляется в Париж и там обучается в мастерской Константина Бранкузи, одного из главных основателей стиля абстрактной скульптуры. Именно от Бранкузи он усвоил мастерство работы с камнем.
После Парижа, Ногучи много где побывал. Он посетил Индию, Юго – Восточную Азию, был в Англии. Посетил Москву и по транссибирской магистрали добрался до Китая. Тем не менее всегда возвращался в Америку и работал там.
До прихода к нему известности он зарабатывал на жизнь, создавая скульптурные портреты, которые пользовались большой популярностью.
В 30-е годы в одном из своих путешествий Исаму Ногучи оказывается в Мексике. Там он знакомится и известными мексиканскими художниками того времени и перенимает от них новые техники при создании скульптур. Кстати, будучи в Мексике, известно что, Исаму Ногучи познакомился с Фридой Кало и между ними даже завязался короткий роман. Очень бурный, но ни к чему особенному не приведший.
Ногучи очень удачно удается сочетать инженерное мастерство и мастерство скульптурное. Разумеется эти качества оказались чрезвычайно полезными при создании предметного дизайна. Если открыть любое литературное или интернет издание про историю мебельного дизайна ХХ века, то там мы обязательно найдем имя Исаму Ногучи. Он сделал очень много разных предметов, но пожалуй самый знаменитый – это кофейный столик.
Этот столик стал совершенно культовым предметом мебели и до сих пор производится. Он состоит из двух деревянных плоских опор, с положенным на них стеклом неправильной формы, со скругленными углами.
Ещё одним примером сочетания скульптуры и предмета интерьера, является серия светильников из рисовой бумаги. Сам Ногучи предпочитал называть эту серию световыми скульптурами. Достаточно разнообразные по формам, эти светильники тоже производятся и по сей день.
В этих светильниках Ногучи удается сочетать друг с другом традицию и современность. Он говорит «Резкость электрического света с помощью магии бумаги, возвращается к своим истокам и первооснове всего света – солнцу.
Задумавшись над тем как соединить скульптуру и повседневную жизнь, Исаму Ногучи приходит к созданию ландшафтного дизайна. Он начинает создавать сады и другие предметы ландшафтной архитектуры. Один из таких примеров Сад мира, созданный Ногучи в конце 50-х годов, ХХ века для штаб – квартиры ЮНЕСКО, в Париже.
Вообще все творения Исаму Ногучи, будь то мебель, предметы интерьера, скульптурные произведения отличает сочетание восточных традиций и западных стилей. Сама персона Исаму Ногучи соединяет восток и запад, старое и новое. Его биография, его путешествия, его работы показывают нам синтез традиционного и современного, ручного и индустриального.
Томас Мессер, бывший директор фонда Гуггенхайма, сказал о Нагучи следущее: «Искусство Исаму Ногучи, глубоко укоренённое в традиции продолжало открывать нам жизненные истины и заложенную в них мудрость. Он жил со старыми ценностями, которые в его руках стали образцом стремления к новому»