Геррит Томас Ритвельд

Геррит Томас Ритвельд

Дорогие читатели, задавались ли вы когда нибудь вопросом, «Почему одни становятся успешными и знаменитыми на своем поприще, а другие нет». Хотя вторые прикладывают ничуть не меньше стараний и усердно трудятся. Безусловно, первое что приходит на ум, это талант. Не имея его сложно стать не просто мастером своего дела, а именно выдающимся и известным на весь мир. Но только ли талант помогает достичь таких высот? Скорее всего нет, наверное способность мыслить не стандартно, решительность и смелость отойти от общепринятых канонов и пойти своим путём, являются немаловажными составляющими успеха.

Нидерландский дизайнер мебели и архитектор Геррит Томас Ритвельд как раз и был таким человеком. Он родился в 1888 году в Нидерландах, в городе Утрехт там он и прожил всю свою жизнь. Его отец был плотником, имел собственную мастерскую и создавал традиционную на тот момент мебель. Томас Ритвельд, три его брата и две сестры вместе работали в мастерской отца. Со временем мебель выпускаемая на фабрике отца кажется Герриту безнадёжно устаревшей, тяжеловесной и почти безвкусной.

Проработав несколько лет на благо семейного дела, Ритвельд поступает чертёжником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого он проработает девять лет. Помимо чертёжных навыков, он самостоятельно будет изучать дизайнерское дело. Именно в эту пору в нём и зарождается желание производить что то уникальное, яркое и непохожее на то что производится массово. Желание выпускать что то своё, создавать собственные модели.

В 1917 году Геррит Томас Ритвельд открывает свою собственную мастерскую. В своих работах он ориентируется на произведения таких мэтров как Фрэнк Ллойд Райт и Чарльз Рэй Макинтош. Параллельно он занимается изобразительным искусством и принимает участие в художественных выставках.

Такая активная творческая жизнь приводит его к знакомству с молодыми нидерландскими художниками Питом Мондрианом и Тео ванн Дусбургом. В последствии они вместе образуют творческое объединение и одноимённый журнал De Stijl (Стиль). Их союз создаст новое направление в дизайне, архитектуре, изобразительном искусстве – неопластицизм. Именно это направление станет основным для дальнейших работ Ритвельда.

Безусловно олицетворением неопластицизма станет знаменитый «Красно-синий стул» Геррита Томаса Ритвельда.

Этот стул отвечает всем канонам данного стиля, сочетание ярко выраженных вертикальных и горизонтальных плоскостей, определенная цветовая гамма. Кстати свою окончательную окраску стул приобретёт только в 1923 году. Это основные цвета неопластицизма: синий, красный, жёлтый и чёрный. Вдохновится Ритвельд полотнами своего друга Пита Мондриана. Конечно же фотография необычного стула будет опубликована в журнале «Стиль», а сам стул будет представлен на выставках устраиваемых «Bauhaus».

Этот стул скорее можно отнести к арт-объекту, а не к мебели. Скорее всего посидеть в таком кресле за чтением книги будет не совсем удобно. Сам Ритвельд позиционировал свою работу, как произведение искусства, как скульптуру в пространстве, а не как предмет мебели.

Главный свой «хит» Геррит Томас Ритвельд создаст в 1934 году. Это стул Zig-Zag (Зиг-Заг), он состоит из четырёх горизонтальных плоскостей, расположенных под разными углами друг к другу. Выполнен он будет из фанеры и хоть в основе стула и будет заложена поза сидящего человека, сидеть на нём будет не так уж и удобно. Zig-Zag тоже больше будет выполнять функцию декоративного элемента, который является частью пространства. Относительно простую форму стула будет не так уж и легко реализовать технически, Ритвельд будет называть своё произведение не иначе как «дизайнерской шуткой». Имея в виду несоответствие простой формы сложности конструкции.

Как и многие мебельные дизайнеры того времени Геррит Томас Ритвельд занимался архитектурой. И весьма успешно. Одна из его архитектурный работ — это дом Трюс Шрёдер. Совершенно не типичное для того времени строение и внутри и снаружи. Простые прямоугольные формы, серо-белый цвет стен. Внутреннее пространство заслуживает особого внимания. Если первый этаж был выполнен вполне типично, то второй этаж практически не имеел перегородок, за исключением ванны и туалета. Всё пространство едино и зонируется лишь предметами мебели. Которую Ритвельд специально проектировал под интерьер этого дома.

Вообще история взаимоотношений Трюс Шрёдер и Томаса Ритвельда ничуть не менее интересна чем сам дом. Познакомились они когда оба состояли в браке с другими людьми. У Томаса было шесть детей, у Трюс трое. Все эти «обстоятельства» не помешали им стать любовниками. В 1923 году муж Трюс Шрёдер умирает, а в 1924 вдова с тремя детьми переезжает в новый дом построенный для неё Герритом Томасом Ритвельдом. Всё это время их связь продолжается и в 1961 году, после смерти своей супруги Томас окончательно переезжает в дом своей возлюбленной, где и будет жить до самой смерти.

Сейчас дом Трюс Шрёдер является наследием ЮНЕСКО и открыт для экскурсий. А Геррит Томас Ритвельд ещё при жизни был избран почётным членом Союза архитекторов Нидерландов и имел докторскую степень в Делтфском университете. Последним его проектом был музей Ван Гога, который он так и не успел завершить. Он был закончен его партнёрами в 1973 году.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий