Финн Юл ( Finn Juhl)

Финн Юл ( Finn Juhl)

Финн Юл-биография

Финн Юл родился в Дании, в Копенгагене в 1912 году, в семье торговца текстилем. Его мать умирает через несколько дней после его рождения и воспитанием будущего дизайнера занимается отец. Будучи достаточно суровым мужчиной он мало времени уделял своему сыну. Так предоставленный самому себе Финн очень рано становится самостоятельным. С 15 лет он много времени проводил в Королевском музее изящных искусств Копенгагена, мечтая о карьере художника. Но по совету отца, все же выбрал более «практичную» профессию архитектора.

Обучение

В 1930-м году Финн Юл начинает свое обучение в Королевской академии Копенгагена. Его куратором становится архитектор Вильгельм Лауритцен. Достаточно прогрессивная и поддерживающая новые веяния персона. В дальнейшем Лауритцен станет не только учителем Юла, но и его коллегой. Так  в 1934 году, придя на практику, Финн Юл будет ассистировать ему при создании здания Дома радио, которое построено в стиле функционализма.  Финн Юл не закончит обучение в академии, последний год практики превратится в несколько лет плодотворного сотрудничества с более опытными коллегами. Юл так и не получит высшего образования и сам всегда будет называть себя самоучкой. Но этот факт не помешает ему, в 1940-х годах  стать приглашенным профессором в институте дизайна Чикаго.

Финн Юл и его дом

 В 1933 году у Юла появляется первая собственная квартира. Естественно ее дизайном он занимается лично. Более того мебель для обстановки жилья он тоже проектирует сам. В это же время он знакомится с мебельщиком по имени Нильс Воддер. В дальнейшем их ждут годы плодотворной работы. Одним из предметов мебели, созданным Юлом для своего дома был диван Poet. Диван имел органическую форму и был специально достаточно тесным, чтобы люди сидящие на нем обязательно начинали общаться.

Кресло пеликан

Вообще Финн Юл стремился к органическим, более естественным формам мебели. При работе с мебелью он использовал в основном тиковое дерево или другие более темные породы. Хотя модернисты тех лет стремились к более обтекаемым формам и предпочитали светлый дуб. Поэтому некоторые его детища поначалу воспринимались публикой достаточно скептически. Например, его кресло «Пеликан» Pelican Chair, которое впоследствии станет легендарным. Современники же называли его уставшим моржом и немного посмеивались над ним. Но Финна это нисколько не обижало. Он был настолько увлечен своими идеями, что попросту не обращал на критику внимания и весьма добродушно на нее реагировал.

Разноцветный комод

Еще одним знаковым предметом мебели, созданным Юлом для своего дома (а по одной из версий специально для своей жены) был разноцветный комод c раздвижными дверцами и маленькими цветными ящиками. Пожалуй, Финн Юл был одним из первых дизайнеров модернистов, решившим добавить ярких красок в мебель.

 

Финн Юл и его кресло FJ 45

С 1941 по 1945 годы Юл работал над новой моделью кресла. Его основной задачей было создать мебель «с движением и жизнью». В некоторых его моделях спинка и сиденье настолько незаметно крепятся к основной части, что человек, сидящий в нем, как будто бы парит в воздухе вместе с сидением.

Королевское кресло

В 1949 году Финн Юл представляет на суд общественности, ставшее в последствии легендарным, кресло Chieftains Chair. Кресло было презентовано на выставке гильдии мебельщиков Копенгагена. На открытии выставки присутствовал сам король Дании Фредерик ХI. Ему приглянулось кресло Chieftains Chair и Юл решил что, теперь пожалуй, это кресло стоит именовать королевским. Но один из журналистов посоветовал дать более скромное название, прислушавшись к совету Финн Юл дает своему творению название «Вождь»

Международное призвание

В послевоенные годы Финн Юл становится весьма популярным в Америке, благодаря Эдгару Кауфману-младшему. Руководителю отдела промышленного дизайна, в музее современного искусства Нью-Йорка. Американцы были настолько впечатлены работами прогрессивного датского дизайнера, что пригласили Юла оформить Датское посольство в Вашингтоне. В 50–е годы он проектирует один из залов в штаб-квартире Организации Объединенных Наций.

В конце 50-х, 60-х годов Финн Юл сотрудничает с авиакомпанией Scandinavian Airlines. Юл работает над дизайном терминалов в аэропорту и интерьером в салонах самолетов.

В 70-е годы интерес к работам Юла слегка ослабевает, но в начале 80-х он вновь становится популярным.

Сейчас же за оригинальными моделями Финна Юля охотятся коллекционеры со всего мира, но задача эта достаточно не простая. Ведь его предметы были выпущены достаточно ограниченным тиражом и их ценность от этого еще выше.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий