Бруно Маттсон, скандинавский дизайнер и архитектор, внёсший свежую струю в мебельный дизайн Швеции. Вдохновлённый работами мастеров Bauhause, творчеством более прогрессивных дизайнеров Германии, Финляндии и Дании он создал свой собственный уникальный стиль.
Бруно Маттсон родился в январе 1907 года в Швеции, в небольшом городке Варнамо. Его отец, Карл Маттсон, был потомственным краснодеревщиком, владельцем собственной мастерской по производству мебели. Казалось бы у Бруно, было только одно направление для развития, но нет, Бруно весьма не плохо играл на скрипке и мог бы стать музыкантом. Но как мы видим он выбрал для себя другой путь и стал знаменитым на весь мир дизайнером мебели.
Бруно Маттсон бросил среднюю школу, не отучившись последний год, и пошёл работать к своему отцу, в только что обновлённую мастерскую. Там он с интересом изучает всевозможные свойства древесины и технологии ее обработки. Нужно отметить, что Швеция начала ХХ века была весьма консервативна. И новые модернистские течения, пока обходили её стороной. В стилистике мебели в тот период преобладал, в основном, неоклассицизм и барокко. Но до Бруно всё же донеслись отголоски идей Вальтера Гропиуса и других дизайнеров модернистов, весьма вдохновив его.
Первый стул Бруно Маттсона, был в сдержанном классическом стиле, тем не менее он имел успех и был представлен на выставке искусств и ремёсел, проходившей в Варнамо в 1930 году. Благодаря этому событию Бруно получил стипендию в размере 30 крон и возможность посетить Стокгольм, где проходила выставка достижений дизайнеров модернистов. Эта выставка была важна как для самого Бруно, так и в целом для страны, она стала вехой внедрения модернизма в Швеции.
Весьма впечатлившись их творениями и подкрепившись знаниями, почерпнутыми из книг библиотеки Музея искусств и ремёсел, Бруно Маттсон начинает вырабатывать свой собственный стиль. Вскоре у него появляется возможность продемонстрировать «что-то новенькое». Больница города Варнамо заказала у Бруно проект нового стула для персонала. Бруно Маттсон представил совершенно новый, не похожий на прежние предметы мебели стул. Он состоял из каркаса, обтянутого переплетёнными полосками ткани. Сначала он хотел использовать раму из гнутого дерева, но в мастерской его отца не было необходимого оборудования. Вместо этого ножки и подлокотники были вырезаны из дерева, в форме похожей на гнутую древесину.
Медсёстры не оценили творение Бруно Маттсона и прозвали его кузнечиком. Стул был убран до лучших времён, то есть до момента, когда Бруно стал знаменит. Этот, хоть и не очень удачный опыт, дал понять Маттсону, что мастерская его отца нуждается в модернизации. Таким образом он сам изобрёл оборудование, позволяющее производить мебель из гнутого дерева.
Разрабатывая новые способы изготовления мебели, Бруно Маттсон очень внимательно подходил к решению задач. Например, изучая механику сидячего положения, он садился в сугроб, с целью определить идеальную кривую для сидения. А затем изучал оставленный его телом след на снегу.
Таким образом, в период с 1933-1936 годы, среди прочего, Бруно Маттсон представил три наиболее выдающиеся работы. А именно стул, кресло и кресло для отдыха, под маркировкой 36. Все они были выполнены из цельного каркаса с плетёным сидением, каркас же в свою очередь опирался на ножки из многослойного дерева.
Эти его работы стали более популярны и в 1936 году у Бруно Маттсона появляется возможность представить свои проекты широкой публике, на персональной выставке в музее Гетеборга. Выставка имела успех и принесла Бруно призвание ведущего архитектора Швеции.
Год спустя, Бруно Маттсон уже принимал участие во всемирной выставке, в Париже, где и получил гран-при за кровать «Paris». Там же он привлёк внимание куратора Музея современного искусства в Нью-Йорке, Эдгара Кауфмана-младшего. Благодаря их знакомству, Маттсон решил отправиться в путешествие в Соединённые Штаты. Там он познакомился с ведущими дизайнерами и архитекторами, той поры, выходцами из Баухаус.
По возвращению в Швецию, Бруно Маттсон, как и многие дизайнеры мебели, решил заняться архитектурой. Скорее всего знакомство с такими людьми, как Фрэнк Ллойд Райт и подтолкнуло его сменить вектор деятельности и приступить к проектированию знаменитых стеклянных домов. Первым его проектом стал собственный шоу-ром в родном Варнамо. Всего одна стена здания была выполнена из кирпича, а три другие из трёхслойного стекла. Здание вызвало большой интерес и в последующие несколько лет было построено не мало сооружений подобного типа.
В 60 годы Бруно Маттсон прекратил строить здания, кроме как для личного пользования, и вернулся к производству мебели. В 1969 году мебель Маттсона была представлена в Японии и имела там невероятный успех. Так в 1976 году в Японии запускается промышленное производство мебели Бруно Маттсона. Его мебель и до сих пор с успехом продаётся в стране восходящего солнца.
За свою жизнь Бруно Маттсон был удостоен множества наград и получил титул профессора от правительства Швеции. Пример Бруно Маттсона ещё раз доказывает нам, что не нужно бояться экспериментировать, открывать что-то новое и идти своим уникальным путём. И тогда успех и признание будут вам обеспечены.