Баухаус

Баухаус

Баухаус школа изменившая лицо хх века. Не слишком ли громко сказано. Давайте поближе познакомимся с этим выдающимся учебным заведением. Его учениками и знаменитыми преподавателями. А преподавателями были весьма выдающиеся люди. Это известные архитекторы, художники, дизайнеры тех лет.

Баухаус-начало

В 1919 году в Германии, в городе Веймар была открыта школа дизайна и архитектуры Баухаус. Баухаус в переводе с немецкого — буквально «дом строительства». Даже не то что бы открыта новая школа, а была идея объединить художественную школу и школу прикладных искусств. Фактически это и были два разных здания — школа искусств и ремесел и академия художеств. Основателем школы был бельгиец  Анри Ван де Вельде. Он основал и возглавил школу по приглашению немецкого герцога в начале 1900-х годов. Оба здания были построены по его проекту. Но с началом Первой Мировой войны с Ван де Вельде пришлось расстаться. На тот момент Бельгия была враждебным государством и представитель этой страны, попросту не мог возглавлять государственное заведение Германии. Тем более школа финансировалась на деньги налогоплательщиков. Вообще политическая обстановка в Германии в то время будет иметь большое влияние на Баухаус. Собственно по политическим причинам школа и будет закрыта в 1933 году. Так что просуществует она не так уж и долго-14 лет.

Вальтер Гропиус

Ну а пока на пост директора был приглашен Вальтер Гропиус. И после окончания Первой Мировой войны Гропиус стремительно создает Баухаус и въезжает в здания построенные Ван де Вельде. Вальтер Гропиус был очень харизматичной личностью, большой интеллектуал. Чистокровный немец из богатой буржуазной семьи с большими связями. Хотя и весьма молодой на тот момент, но уже достаточно известный архитектор. В общем фигура более чем подходящая для такого заведения. Учился сначала в Мюнхене, затем в Берлине. Начинал свою карьеру под руководством Петера Беренса. Кстати с ним же работали Ханес Майер и Людвиг Мис ванн дер Роэ. Которые поочередно так же будут возглавлять Баухаус. Под влиянием Беренса, Вальтер Гропиус создает много интересных проектов, например здание фабрики Fagus (Фагус).

Это был совместный проект с Адольфом Майером. Они часто будут работать вместе, потому что Гропиус хоть и был замечательным архитектором, но не умел рисовать. И Альфред Майер, как бы его назвали сейчас, сотрудничал с ним в качестве визуализатора. Но Вальтер Гропиус, можно сказать, перерос Петера Беренса, ему хотелось создавать, что-то совершено новое, революционное, чего не было раньше. Он читает публикации Корбюзье и весьма ими вдохновлялся. Он стремится к той самой современной красоте, которую не видят глаза тренированных архитекторов. Таким образом к 1919 году он выпускает манифест, в котором говорится о том что необходимо объединить все искусства и о том, что архитектура является вершиной всех искусств. А преподавать ее должны разные мастера, объединенные общим делом.

Баухаус и Йоханнес Иттен

Так и рождается Баухаус.  В начале 1919 года, после объявления о наборе студентов в новую школу, количество желающих в нее поступить было просто огромным. В первые его годы правой рукой Вальтера Гропиуса становиться швейцарец Йоханнес Иттен. Личность, можно сказать, весьма странная. Художник, философ, занимался теорий цвета. Странность выражалась и в его внешнем виде и образе жизни. Он был побрит на лысо и носил одежду на подобии монашеской рясы. Наверное так он выглядел, потому что был последователем древней восточной религии. К тому же он был вегетарианцем.

А так как открытие школы состоялось сразу после окончания войны, страна была в бедственном положении. Хоть и выделялись деньги на финансирование из бюджета города, и Вальтер Гропиус вкладывал свои личные средства в развитие школы. На пропитание студентов все равно не хватало и они тоже стали вегетарианцами. Выращивали овощи на огородах рядом со школой и ими питались. Вообще главной задачей Йоханнеса Иттана было именно духовное изменение своих подопечных. Они рисовали какие то абстрактные, не имеющие ничего общего с реальностью вещи. Вот например, на рисунке слева, с трудом можно понять что это вообще такое. А это план кооперативного поселка.

Вальтер Гропиус уже тогда решил, как должно строиться обучение в Баухаус. Сначала должен идти подготовительный курс. Неразделенное  художественное творчество, исследование различных материалов, исследование формы, цвета. С помощью совершенно разных педагогов.

Вскоре к преподавательскому составу Баухаус присоединяются Василий Кандинский и Пауль Клее. Художники и теоретики изобразительного искусства.

Затем студенты должны были заниматься в разных мастерских с материалами. Это были мастерские металлообработки и деревообработки, текстильная, гончарная.  И только после прохождения всех этапов можно было приступать к архитектуре.  Вообще преподавание архитектуры началось лишь в конце 20-х годов.  Йоханнес Иттан руководил и подготовительным курсом и курировал все мастерские. Т.е в первые годы существования Баухаус он доминировал в преподавании. Он настоял на том что перед тем как заниматься любым художественным творчеством нужно духовно настроиться. Можно выполнить какое-то ритмическое упражнение, или, например, прочесть стих. В общем Иттан собрал вокруг себя единомышленников из числа студентов, которые занимались разными телесными практиками. Были вегетарианцами, еще к тому же купались голышом в близ лежащих водоемах. Чем собственно шокировали добропорядочных немцев. В общем вели себя, не совсем пристойно. И Вальтер Гропиус, посовещавшись с другими преподавателями, принимает решение проститься с Йоханнесом Иттаном и перестроить обучение в Баухаус.

Ласло Мохой-Надь

В 1923 году Гропиус разрабатывает более систематическую программу, которая включает в себя изучение основ дизайна. Изучение естественных научных дисциплин, изучение аналитического и технического рисунка, инженерное дело. Т.е в середине 20-х годов Баухаус, если так можно выразиться, находит себя. После ухода Иттана подготовительный курс возглавит Ласло Мохой-Надь, венгерский художник авангардист. С его приходом вместо изотерики начинается конструктивистская практика. Студенты начинают работать с разными материалами, пытаются в форме найти свойство материала. Совершенно меняется подход, студенты начинают производить реальные вещи. Например, вот такая настольная лампа, разработанная Марианной Брандт. Ее вариации выпускаются до сих пор, а на тот момент это была абсолютная инновация.

 В 1925 году любимец Гропиуса, Марсель Брейер придумывает свое легендарное кресло « Василий», в честь Василия Кандинского. Также совершенно новый революционный дизайн.

Безусловная революция происходит в графическом дизайне в целом и в частности в шрифтах. Херберт Байер придумывает универсальный алфавит, запатентованный Баухаус. Буквы очищенные от всего, совершенно лаконичные.

В общем-то все шло довольно неплохо. Но не стоит забывать, что это были не простые времена для Германии. А Веймар был городом, где не придерживались левых взглядов. Большинство же студентов Баухаус поддерживали коммунистические идеи. Естественно жителям Веймара не нравилось такое соседство и финансирование Баухаус было прекращено.

Так в 1926 году Баухаус переезжает в более лояльный город Дессау. К этому времени Баухаус уже имеет свою репутацию. Считаясь, немного странным, но весьма популярным местом. Популярным, в том числе и благодаря своему блестящему преподавательскому составу. К тому же Баухаус периодически приглашает различных ученых, дизайнеров, художников, читать лекции.

В Дессау им предлагают участок земли и финансируют строительство нового здания школы. Это будет сооружение полностью отвечающее всем канонам Баухаус. Школа включает в себя классы, мастерские, столовую и общежитие для студентов. Это был поистине собор функциональности. Баухаус, было первым в Европе зданием, выражавшим жажду простоты, которая проникала тогда почти повсюду. Это было удивительное, прозрачное, четкое сооружение. Идеальный пример конструктивизма. Было сделано множество фотографий нового здания, которые напечатало огромное количество журналов и газет. Что принесло дополнительную славу Баухаус.

В 1928 году Мохой-Надь покидает Баухаус и его место занимает Йозеф Альберс. Он вводит занятия пространственными конструкциями.

Закрытие Баухаус

В этом же году Вальтер Гропиус уходит с поста директора и начинает заниматься собственной практикой. Он переезжает в Америку. И приглашает своего давнего знакомого Ханеса Майера руководить архитектурным бюро, а затем и всем Баухаусом. Но несмотря на свою любовь к школе, Майер задержится на посту совсем недолго. Ему придется уйти из-за политических убеждений. В отличии от Гропиуса, который придерживался нейтралитета, Майер был социалистом и поддерживал эти настроения внутри учебного заведения. Левосторонние ученики и некоторые преподаватели участвовали в политических акциях. И естественно руководству города, финансирующему Баухаус эта ситуация не нравится совершенно.

Так в 1930 году он уступит свое место Людвигу Мис ван дер Роэ. Так же давнему другу Вальтера Гропиуса, еще со времен работы у Петера Беренса. Ван де Роэ останется руководить Баухаусом до самого его закрытия. В 1933 году с приходом к власти сторонников Гитлера школа Баухаус будет закрыта. Но ее ученики и преподаватели разъедутся по всему миру. Так Вальтер Гропиус и Марсель Бройер, например, осядут, в Америке и воспитают множество талантливых дизайнеров и архитекторов современности.

Расскажите друзьям

Добавить комментарий